Организация работы по развитию правильного речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека.Правильное дыхание стимулирует работу головного мозга, легких, нервной системы, сердца, избавляет ребенка от многих болезней и даже улучшает пищеварение. Глубокий медленный выдох помогает расслабиться, снять напряжение, успокоиться.И в формировании речевой системы дыхание играет важнейшую роль. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.
Одна из наиболее важных проблем, с которой приходится сталкиваться при коррекции речи — нарушение речевого дыхания. Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. При физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза. В речевом дыхании выдох – самое главное и активное звено процесса, он значительно длиннее выдоха, последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох-остановка – выдох. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое - автоматически.
Различают 3 типа дыхания:
1)верхнее дыхание (ключичное);
2)среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное);
3)нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).
Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке.
Объем легких у них ниже возрастной нормы.
У таких детей отмечаются недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.
Нередко дизартрики говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.
При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос, а её остатки «распыляются» во рту, не достигая тех мест, где формируются звуки.
Признаки нарушенного речевого выдоха
-
Носовой оттенок в произношении.
-
Грассирующий звук [р ].
-
Произношение шипящих или свистящих звуков, а также звука [л] с горловым призвуком (напоминающим звуки [х-г ] ).
-
Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
-
Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
-
Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе . Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка.
Возраст ребенка
|
Количество слов на выдохе в норме
|
Длительность занятия по формированию речевого дыхания
|
2-3 года
|
2-3
|
2-3 мин
|
3- 4 года
|
3-5
|
3-4 мин
|
4-6 лет
|
4-6
|
4-6 мин
|
6-7 лет
|
5-7
|
5-7 мин
|
Чтобыпроверить у детей речевое дыхание, можно провести следующую диагностику.
1.Определить тип дыхания.
Визуально определяется характер дыхания.
Ребенку предлагается спокойно посидеть, постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается.
Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Мои руки будут проверять, как ты дышишь».
-
поднимаются плечи - это дыхание относится к поверхностному ключичному;
-
поднимается при вдохе живот - это диафрагмальное;
-
расширяется грудь - это относится к грудному типу дыхания;
2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание.
Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».
-
Вдохни носом (понюхай цветок) - выдохнуть носом (2-3 раза). Рот при этом закрыт.
-
Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2-3 раза).
-
Вдохни ртом (как рыба) - выдохни ртом (погрей руки).
-
Вдохни ртом, а выдохни носом.
3.Исследование целенаправленности воздушной струи.
Материал для исследования: пузырек, ватный шарик, маленькая свечка.Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть»
-
Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.
-
Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек засвистел.
-
Вот свеча. Задуй свечу.
4.Исследование силы воздушной струи.
Материал для исследования: граненый карандаш, губная гармошка.
Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть».
5. Исследование фонационного дыхания.
Воспроизведение на одном выдохе:
-предложения
-чистоговорки
-счет
-стихотворения
Отметить:
-речь на выдохе или на вдохе,
-объем речевого дыхания норма или нет
-дискоординация дыхания.
Проведя данную диагностику, можно приступить к постановке дыхания .
Работу по формированию правильного дыхания у детей с дизартрией лучше проводить в несколько этапов:
Ознакомительный (подготовительный).
Подготовка к развитию грудобрюшного дыхания.
Этап, основанный на элементах парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.
Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Развитие собственного речевого дыхания.
Тренировка речевого дыхания.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:
-
дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении;
-
при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребенка (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности);
-
при выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребенка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);
-
при выдохе ребенок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щеки; при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребенка к ощущениям движения диафрагмы;
-
дыхательные движения лучше производить плавно, под счет, музыку;
-
дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть легким — ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шарик и т. д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта.
Итак, подготовительный этап
цель: ознакомить детей с процессом дыхания выработать спокойный длительный ротовой выдох.
Наблюдение над дыханием животных, рыб, людей.
Ребенок одну руку кладет на свою диафрагму, другую — на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребенок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. Затем вызванные по подражанию движения диафрагмы закрепляются в различных дыхательных играх.
После ознакомительного периода начинать работу по дифференциации дыхания. В игровой форме даются понятия и прививаются навыки :
-
- вдох ртом – выдох ртом
-
- вдох носом – выдох носом
-
- вдох ртом – выдох носом
-
-вдох носом – выдох ртом
Во время упражнений рекомендуется приучать детей к ощущению воздушной струи в полости рта как во время вдоха, так и во время выдоха. Направление воздушной струи фиксировать путем применения наглядного материала: снежинка, ватка, полоска бумаги, бабочка, мыльные пузыри, надувные игрушки…
Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи:
-
гонки» - выработка сильной, непрерывной струи, идущей посредине языка:Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов - «фасолинок», начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.
«Узнай, что это?» - развитие обоняния и глубокого вдоха:
на тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.
Следующий этап-ПОДГОТОВКА К РАЗВИТИЮ ГРУДОБРЮШНОГО ДЫХАНИЯ.
Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
В течение дня упражнения повторяются 2 – 3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной-двух недель (индивидуальный подход).
Второй этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.
Дети последовательно выполняют упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя. На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.
Упражнения:
«Бегемотик».
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы (вдох и выдох производит через нос). Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Рифмовка для упражнений в положении сидя:
Сели бегемотики,
«Качели»
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Третий этап основан на элементах парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
В логопедической работе над речевым дыханием широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, где основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
Активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха. Вдох осуществляется в момент физической нагрузки. Детям предлагается нюхать воздух так, как это делают животные – шумно и быстро.
Нельзя делать один глубокий вдох ртом, т.к.это приводит к парадоксальному кислородному голоданию мозга.
Стрельникова придумала, как с помощью своей гимнастики тренировать дыхательную мускулатуру. Она ставит грудную клетку в затруднительное положение: в момент вдоха сжимает ее или руками, или наклоном туловища. Отсюда и отличный результат.
Развитие фонационного (озвученного) выдоха.Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.Очень важно разнообразить упражнения. Творческий подход с использованием игрушек, сказочных персонажей, сюжетно-ролевых игр помогут добиться положительных результатов в постановке речевого дыхания.
«Комар».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок произносит звук "з").
Оборудование: предметная картинка "комар". Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:
З-з-з - комар летит,
З-з-з - комар звенит.
«Жуки».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок произносит звук Ж)
Оборудование: предметная картинка "жук".
Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:
Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,
Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.
«Рычалка».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.(Проводится, если ребенок произносит звук "р").
Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.
«Мычалка».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.
Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.
Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".
«Варим кашу».
Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.
Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.
Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари! ("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").
Каша варится. (Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят:"Ш-Ш-Ш").
Огонь прибавляют. (Дети произносят:"Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
Развитие собственного речевого дыхания в процессе произношения слога, слова, фразы, стихотворных текстов.
«Птицы разговаривают»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких звукоподражаний – «КО-КО-КО», «КУ-КУ», «КРЯ-КРЯ-КРЯ», «КУ-КА-РЕ-КУ», «ЧИК-ЧИРИК».
Оборудование: картинки с изображением птиц.
Ход игры: Педагог предлагает поиграть в птичек.
- Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек.
Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.
«Дразнилка»
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква.
«Эхо».
Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.
Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо: "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".
«Назови картинки»
Цель: развитие речевого дыхания.
Оборудование: 5 предметных картинок.
Педагог раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
Тренировка речевого дыхания в процессе произношения прозаического текста. При выборе текстов необходимо учитывать возраст и речевые возможности детей .
Рассказ - можно составить по картинке, о предмете; постепенно увеличивая количество предложений.
Игры “Мой веселый звонкий мяч”, “Кто больше скажет без передышки”.Задача: формирование плавной слитной речи. Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.
Использование метода Биологической Обратной Связи. Логотерапевтический метод БОС (автор Сметанкин А.А.), – уникальный метод для формирования речевого дыхания. Уникальность данного метода – возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Компьютерный тренажёр посредством различных анимационных сюжетов делает доступной для детей информацию, в обычных условиях ими не воспринимаемую.
Таким образом, используя данные дыхательные упражнения, у ребенка развивается физиологическое дыхание, увеличивается объем легких, формируется диафрагмальный тип дыхания, а в дальнейшем и речевое дыхание.
Список литературы
1.Нестерюк Т.В. Дыхательная звуковая гимнастика , 2007.
2.Акименко В.М.Развивающие технологии в логопедии, 2011.
3.Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет,2011.
4.Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей , 2012.
5.Меньшикова Г.В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья, 2007. |