Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  №38  п.г.т.Молочный
  Кольского района Мурманской области

Содержание

Наши новости
[15.05.2024]
Патриотическое воспитание с ранних лет! (0)
[14.05.2024]
"Большие семейные выходные" (0)
[14.05.2024]
Акция "Поздравь ветерана!" (0)
[13.05.2024]
Эстафета дошкольников Кольского района (0)
[13.05.2024]
Награды в честь Международного дня семьи (0)

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
МДОУ38

Главная » Статьи » Консультации » Консультации учителя-логопеда

Организация работы поразвитию правильного речевого дыхания у детей с нарушениями речи, автор Л.А.Третьякова, учитель-логопед
Организация работы по развитию правильного речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека.Правильное дыхание стимулирует работу головного мозга, легких, нервной системы, сердца, избавляет ребенка от многих болезней и даже улучшает пищеварение. Глубокий медленный выдох помогает расслабиться, снять напряжение, успокоиться.И в формировании речевой системы дыхание играет важнейшую роль. Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.

Одна из наиболее важных проблем, с которой приходится сталкиваться при коррекции речи — нарушение речевого дыхания. Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. При физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза. В речевом дыхании выдох – самое главное и активное звено процесса, он значительно длиннее выдоха, последовательность фаз изменяется следующим образом: вдох-остановка – выдох. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое - автоматически.

Различают 3 типа дыхания: 

1)верхнее дыхание (ключичное); 

2)среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное); 

3)нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).

Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке.

Объем легких у них ниже возрастной нормы.

У таких детей отмечаются недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речи, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох.

Нередко дизартрики говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос, а её остатки «распыляются» во рту, не достигая тех мест, где формируются звуки.

Признаки нарушенного речевого выдоха
  • Носовой оттенок в произношении. 
  • Грассирующий звук [р ].
  • Произношение шипящих или свистящих звуков, а также звука [л] с горловым призвуком (напоминающим звуки [х-г ] ). 
  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
  • Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с “захлебыванием”.
  • Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять).
Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе . Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка. 


Возраст ребенка
Количество слов на выдохе в норме
Длительность занятия по формированию речевого дыхания
2-3 года
2-3
2-3 мин
3- 4 года
3-5
3-4 мин
4-6 лет
4-6
4-6 мин
6-7 лет
5-7
5-7 мин
Чтобыпроверить у детей речевое дыхание, можно провести следующую диагностику.

1.Определить тип дыхания.

Визуально определяется характер дыхания.

Ребенку предлагается спокойно посидеть, постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается.

Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Мои руки будут проверять, как ты дышишь».
  1. поднимаются плечи - это дыхание относится к поверхностному ключичному;
  2. поднимается при вдохе живот - это диафрагмальное;
  3. расширяется грудь - это относится к грудному типу дыхания;
2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание.

Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».
  1. Вдохни носом (понюхай цветок) - выдохнуть носом (2-3 раза). Рот при этом закрыт.
  2. Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2-3 раза).
  3. Вдохни ртом (как рыба) - выдохни ртом (погрей руки).
  4. Вдохни ртом, а выдохни носом.
3.Исследование целенаправленности воздушной струи.

Материал для исследования: пузырек, ватный шарик, маленькая свечка.Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть»
  1. Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.
  2. Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек засвистел.
  3. Вот свеча. Задуй свечу.
4.Исследование силы воздушной струи.

Материал для исследования: граненый карандаш, губная гармошка.

Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть».
  • Подуй на карандаш так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой.
  • Подуй в губную гармошку, чтобы появился звук.
5. Исследование фонационного дыхания.

Воспроизведение на одном выдохе:

-предложения

-чистоговорки

-счет

-стихотворения

Отметить:

-речь на выдохе или на вдохе,

-объем речевого дыхания норма или нет

-дискоординация дыхания.

Проведя данную диагностику, можно приступить к постановке дыхания .

Работу по формированию правильного дыхания у детей с дизартрией лучше проводить в несколько этапов:
Ознакомительный (подготовительный).

Подготовка к развитию грудобрюшного дыхания.

Этап, основанный на элементах парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Развитие собственного речевого дыхания.

Тренировка речевого дыхания.

При проведении дыхательной гимнастики необходи­мо придерживаться следующих правил:
  • дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении;
  • при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребенка (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности);
  • при выполнении дыхательных упражнений необхо­димо следить за позой ребенка (прямо, плечи рас­правлены, ноги, руки спокойны);
  • при выдохе ребенок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щеки; при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребенка к ощущениям движе­ния диафрагмы;
  • дыхательные движения лучше производить плавно, под счет, музыку;
  • дидактический материал, используемый для дыха­тельных упражнений, должен быть легким — ват­ка, тонкая цветная бумага, воздушный шарик и т. д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта. 
Итак, подготовительный этап

цель: ознакомить детей с процессом дыхания выработать спокойный длительный ротовой выдох.

Наблюдение над дыханием животных, рыб, людей.

Ребенок одну руку кладет на свою диафрагму, дру­гую — на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребенок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. За­тем вызванные по подражанию движения диафрагмы закрепляются в различных дыхательных играх.

После ознакомительного периода начинать работу по дифференциации дыхания. В игровой форме даются понятия и прививаются навыки :
  1. - вдох ртом – выдох ртом
  2. - вдох носом – выдох носом
  3. - вдох ртом – выдох носом
  4. -вдох носом – выдох ртом
Во время упражнений рекомендуется приучать детей к ощущению воздушной струи в полости рта как во время вдоха, так и во время выдоха. Направление воздушной струи фиксировать путем применения наглядного материала: снежинка, ватка, полоска бумаги, бабочка, мыльные пузыри, надувные игрушки…

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи: 
  • гонки» - выработка сильной, непрерывной струи, идущей посредине языка:Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов - «фасолинок», начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша. 
«Узнай, что это?» - развитие обоняния и глубокого вдоха:

на тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

Следующий этап-ПОДГОТОВКА К РАЗВИТИЮ ГРУДОБРЮШНОГО ДЫХАНИЯ.

Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

В течение дня упражнения повторяются 2 – 3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной-двух недель (индивидуальный подход).

Второй этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.

Дети последовательно выполняют упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя. На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.

Упражнения: 

«Бегемотик». 

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы (вдох и выдох производит через нос). Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, 

Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Рифмовка для упражнений в положении сидя:
Сели бегемотики, 
  • животики.
    То животик поднимается (вдох),
    То животик опускается (выдох). 
«Качели»

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Третий этап основан на элементах парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

В логопедической работе над речевым дыханием широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, где основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

Активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха. Вдох осуществляется в момент физической нагрузки. Детям предлагается нюхать воздух так, как это делают животные – шумно и быстро. 

Нельзя делать один глубокий вдох ртом, т.к.это приводит к парадоксальному кислородному голоданию мозга.

Стрельникова придумала, как с помощью своей гимнастики тренировать дыхательную мускулатуру. Она ставит грудную клетку в затруднительное положение: в момент вдоха сжимает ее или руками, или наклоном туловища. Отсюда и отличный результат.

Развитие фонационного (озвученного) выдоха.Внимание детей направляется на звучание голоса в процессе выдоха.Очень важно разнообразить упражнения. Творческий подход с использованием игрушек, сказочных персонажей, сюжетно-ролевых игр помогут добиться положительных результатов в постановке речевого дыхания.

«Комар». 

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок произносит звук "з"). 

Оборудование: предметная картинка "комар". Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.

«Жуки».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок произносит звук Ж)

Оборудование: предметная картинка "жук".

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

«Рычалка».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.(Проводится, если ребенок произносит звук "р"). 

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

«Мычалка».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

«Варим кашу».

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари! ("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").

Каша варится. (Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят:"Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют. (Дети произносят:"Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

Развитие собственного речевого дыхания в процессе произношения слога, слова, фразы, стихотворных текстов.

«Птицы разговаривают»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких звукоподражаний – «КО-КО-КО», «КУ-КУ», «КРЯ-КРЯ-КРЯ», «КУ-КА-РЕ-КУ», «ЧИК-ЧИРИК».

Оборудование: картинки с изображением птиц.
Ход игры: Педагог предлагает поиграть в птичек.
- Давайте поиграем в птичек. Встретились птички на полянке и стали разговаривать. "КО-КО-КО" - говорит курочка. "КУ-КУ! КУ-КУ!" - кричит кукушка. "КРЯ-КРЯ-КРЯ!" - крякает утка. "КУ-КА-РЕ-КУ!"- заливается петушок. "ЧИК-ЧИРИК", - чирикает воробышек.
Побуждайте детей повторять за вами "разговор" птиц. Во время произнесения звукоподражаний следите, чтобы дети произносили их на одном выдохе, не добирая воздух.

«Дразнилка» 

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу, 

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

«Эхо».

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо: "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".

«Назови картинки»

Цель: развитие речевого дыхания.

Оборудование: 5 предметных картинок.

Педагог раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.

Тренировка речевого дыхания в процессе произношения прозаического текста. При выборе текстов необходимо учитывать возраст и речевые возможности детей .

Рассказ - можно составить по картинке, о предмете; постепенно увеличивая количество предложений.

Игры “Мой веселый звонкий мяч”, “Кто больше скажет без передышки”.Задача: формирование плавной слитной речи. Ребенок рассказывает любое стихотворение или рассказ и в конце каждой фразы ударяет мячом о пол.

Использование метода Биологической Обратной Связи. Логотерапевтический метод БОС (автор Сметанкин А.А.), – уникальный метод для формирования речевого дыхания. Уникальность данного метода – возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Компьютерный тренажёр посредством различных анимационных сюжетов делает доступной для детей информацию, в обычных условиях ими не воспринимаемую.

Таким образом, используя данные дыхательные упражнения, у ребенка развивается физиологическое дыхание, увеличивается объем легких, формируется диафрагмальный тип дыхания, а в дальнейшем и речевое дыхание.


Список литературы

1.Нестерюк Т.В. Дыхательная звуковая гимнастика , 2007.

2.Акименко В.М.Развивающие технологии в логопедии, 2011.

3.Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет,2011.

4.Пантелеева Е.В. Дыхательная гимнастика для детей , 2012.

5.Меньшикова Г.В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья, 2007.
Категория: Консультации учителя-логопеда | Добавил: volyna (23.05.2017)
Просмотров: 508 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Полезные ссылки
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Министерство образования и науки Мурманской области
  • Федеральный портал"Российское образование"
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Министерство Просвещения РФ
  • Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
  • Страница МБДОУ на сайте www.bus.gov.ru
  • АИС-Электронный детский сад
  • Фонд поддержки детей находящихся  трудной жизненной ситуации
  • ГАУДПОМО "ИРО"
  • ФРАУ "ФИРО"
  • Портал персонифицированного дополнительного образования Мурманской области
  • Портал Президентской библиотеки
  • Сайт Управления образования администрации Кольского района

  • Конкурсы

    Фестиваль уличных мультфильмов. Конкурс по поиску талантов в сфере мультипликации.

    Лучший иннклюзивный детский сад- 2022г

    Лучший детский сад Мурманской области-2019"

    Лучший детский сад Мурманской области-2018"


    Важные праздники
    9 мая- День Победы
    12 мая- Международный день медицинской сестры


    Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ " О персональных данных", с согласия субъекта персональных данных"
    Администрация ДОУ в рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» нацпроекта «Образование» предоставляет услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям 
    ПРОЕКТ НАРОДНОГО ФРОНТА ПО ПОДДЕРЖКЕ БОЙЦОВ И МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ"Всё для Победы!"

    Персонифицированное дополнительное образование