Опыт формирования духовно - нравственной культуры воспитанников дошкольной образовательной организации в процессе восприятия произведений искусства
Бортникова Н.Ю. – старший воспитатель,
МДОУ N 38, п. Молочный
МО Кольский район Мурманской области
В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания детей является актуальной. Следовательно, необходимо приобщать ребёнка к таки ценностям как доброта, человеколюбие, развивать его нравственные качества, формировать его духовно-нравственную культуру.
Для решения данной проблемы в нашей дошкольной образовательной организации была создана творческая группа педагогов. Наш детский сад участвовал в эксперименте по внедрению музейно-педагогической программы, которая апробировалась на старше – подготовительной группе. Диагностическое обследование дошкольников и анализ экспериментальной работы показал необходимость продолжения работы в данном направлении. Поэтому была разработана рабочая программа «Мы входим в мир прекрасного» на основе музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» Бориса Андреевича Столярова, ориентированная на детей с нарушениями речи. Педагоги посещали семинарские занятия по данной программе, организованные на базе Мурманского Художественного музея. Программа реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Взрослые должны создать условия для познания ребёнком наследия русской культуры. Оказать педагогическую поддержку в приобщение ребенка к красоте, развитии способностей воспринимать и ценить прекрасное в жизни и искусстве. А также в формировании бережного отношения к памятникам культуры.
Цель програмы: развитие духовного мира детей на основе восприятия произведений искусства.
Чтобы реализовать поставленную цель, были определены следующие задачи:
1.Продолжать знакомить детей с произведениями искусства и пробудить интерес к ним;
2.Формировать нравственные качества личности;
3.Воспитывать любовь и интерес к культуре своего народа;
4.Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей
В содержании программы реализуется интеграция направлений познавательного, речевого, духовно- нравственного и художественно-эстетического развития детей.
Изобразительное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Формированию данного опыта способствует организация обогащенной эстетическим компонентом предметно- развивающей среды в группе детского сада. В программу образовательной деятельности «Мы входим в мир прекрасного», входят темы, которые играют важную роль в воспитании духовности дошкольников.
Традиционно Новый год начинается с Великих Христианских праздников Рождество Христово и Крещение. Перед большими христианскими праздниками, педагоги воспитанникам рассказывают о традициях, рассматривают картины, художественные произведения, иллюстрации. Мастерят открытки или поделки. Устраивают тематические театрализованные, кукольные представления, конкурсы.
Одной из задач духовного воспитания является формирование основ патриотизма. В этой теме происходит знакомство детей с известными произведениями живописи, в которых выражен характер, внутренний мир человека. В ДОУ к празднику «День защитника отечества» ежегодно организуем мероприятия совместно с учениками Мурманской кадетской школы. Тем самым воспитываем любовь к своей земле, уважение к ее героям.
«Пасха». Уже традиционно каждый год являемся участниками районного конкурса «Пасхальная радость». В этом году на базе нашего сада прошел семинар, посвященный вопросам духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Летом мы отмечаем «День Семьи, Любви и Верности», «Яблочный Спас».
Участвуем в районном конкурсе «Кольские летописи». В этом году заняли второе место в номинации «Рисунок».
Занятия по восприятию произведений культуры, живописи планируются так, чтобы оно вызвало у воспитанников умение понимать, сопереживать, эмоционально откликаться на картину.
Неделя добрых дел или уроки Добра (декада СОС, День инвалидов) очень значимы в воспитании чувства толерантности у детей. Эти тема помогают детям понять друг друга, прочувствовать чужие радости, страдания и переживания. Здесь рассматриваем картины, созданные людьми с ОВЗ. (Например, рассказ о русском иконописце Григории Журавлёве, который без рук расписывал Храмы, писал иконы). Ежегодно в детском саду проводится праздник, на который приглашаются дети с ОВЗ. Такие праздничные встречи всегда проходят с представителем Храма Благовещения Пресвятой Богородица г. Кола. Ежегодно участвуем в конкурсе «Истоки Добра».
Необходимость использования произведений изобразительного искусства в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью. Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. У детей формируются основы культуры чувствования и восприятия произведений изобразительного искусства, формируется творческая личность, художественный вкус. Через восприятие изобразительного искусства воспитывается нравственное начало.
Подводя итог проделанной работы, отмечаем, что знакомство детей с разными видами художественно–эстетического воспитания способствует духовно – нравственному развитию детей.
А сотрудничество с методическим кабинетом и Храмом Благовещения Пресвятой Богородицы открывает новые возможности и перспективы работы.